Словарные слова
Задание
по теме «Имя числит.»
Озаглавьте
текст. В каком стиле он написан? Спишите. Цифры запишите словами. Подчеркните простые числительные как члены
предложения. Укажите словосочетания, с помощью которых следующее предложение
присоединено к предыдущему.
В середин… семнадцатого века нас…ление земного шара
сост…вляло всего лишь 545 ми(л, лл)ионов человек. Ровно через сто лет оно
ув…личилось до 725 ми(л,лл)ионов. Ещё через столетие нас…ление Земли перев…лило
через ми(л,лл)иард и стало р…вняться 1 ми(л,лл)иарду 171 ми(л,лл)иону человек.
В середин… двадцатого века оно достигло 2-ух
ми(л,лл)иардов 517 ми(л,лл)ионов.
По прогнозам учёных к 2005 году
население Земли достигент 7 ми(л,лл)иардов человек.
Упр. 1.
Спишите. В последнем предложении
поставьте пропущенные запятые. Определите вид и время причастий.
Из 2-ого предложения выпишите
грамматическую основу и словосочетания «гл.+ сущ. в вин. пад.».
К выделенному слову подберите
однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.
1. На всем протяжени… реки только в
одном мест… к ней подход…т неведомо куда ведущая дорога. 2. Заходящее солнце
наполнило сады золотым блеском. 3. Сквозь сумрак, всегда пр…сутствущий под
сводами старых деревьев, вдруг открое(т,ть)ся поляна, заросшая бл…стящими лютиками, и пруд с тихой
водой. 4. На запад… еще тле…т з…ря в зар…слях волч…их ягод кр…чит выпь на
мшарах бормочут и воз…тся журавли,
обе..покоенные дымом костра. (К.Паустовский)
Упр. 2
Выпишите сначала предложения с причастными
оборотами, а затем – остальные. Причастные обороты и одиночные причастия
подчеркните как один член предложения (определение), над определяемым словом поставьте крестик, поставьте вопрос к
причастному обороту, расставьте знаки
препинания. Обозначьте часть слова (морфему), в которой находится вставленная
орфограмма.
1.Вокруг дуба толпились ребята (с,з)бежавшиеся с соседских дворов. 2. Ребята
показ…вали пиль(ч,щ)икам рисунки изобр…жавшие старый дворовый дуб от…гченный
густой кроной. 3.Пиль(ч,щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропилен…й расщелин… ствола. 4. Пользуясь тем что они
отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесенн…й старому дереву. 5.
Ребята решили пол…жить пластырь обв…зать тряпками пораженное место и т…рпеливо ждать лета. 6.
Дуб стоял с переб…нтованным стволом. (По
Л.Кассилю)
Упр. 3
Вставьте
пропущенные буквы, расставьте знаки
препинания, выделите орфограммы и пунктограммы
(т.е. графически объясните постановку знаков препинания в предложениях).
1.А
в то же время все привлекало её тут. И
голос женщины (по)всюду разд…вавшийся в доме её стройный стан и доброе лицо
всегда обращеенное к Тан… с лаской и
б…льшая фигура отца его ремень из
толстой к…ровьей кожи пост…янно в…лявшийся на д…ване и маленький китайский
бильярд с п…званивающ…м ж…лезным шариком по гв…здям. И даже Коля привл…кающий
её к себе упрямым взглядом с…вершенно
чистых глаз. Он никогда не забывавший оставить кость для её с…баки о ней самой
– казалось Тане – никогда (не)помнил, хотя и х…дил вместе с ней в школу и обед…л
и играл на бильярде. (По повести Р.И.Фраермана)
Упр.
4
1.Спишите, обозначая условия выбора гласных в
суффиксах действительных причастий.
2.
Составьте 2-3 сложных предложения со словосочетаниями, которые можно
использовать при описании внешности человека.
В ни…ко стел…щемся туман…, при колыш…щемся плам…ни
свечи, сле…ка прихрамыва…щей похо…кой, покачива…щимися дв…жениями, с открыто
улыба…щимся лиц…м, одева…щаяся по моде девушка, а(к,кк)уратно бре…щийся юноша,
люб…щим взглядом, постоянно хмур…щий брови мальчик, кле…щая коробочку девочка.
Упр. 5
От данных глаголов образуйте и
запишите действительные причастия и страдательные причастия прошедшего времени.
Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой
орфограммы. От какого глагола вы не образовали страдательное причастие?
Проп…тать,
запр…тить, опл…тить, выр…стить, и…ти, полить, перес…дить, взрыхлить, по…стрелить,
, ог…родить, ск…сить, засеять, вовлеч(?), и…топить, понять, поднять, начать.
Упр.
6
Спишите, образуя от глаголов,
заключенных в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте
условия выбора двух букв Н в суффиксах причастий. Назовите и выделите причастные обороты
вместе с определяемыми словами.
1. Владимир
ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.
2. У
крыльца стояли (оседлать) кони.
3. Погода
утихла, тучи ра(з,с)ходились, перед ним л…жала р…внина, (устлать) бел..м
волнист…м ковром.
4. Последняя
туча (рассеять) бури! Одна ты несеш(?) ся по яс(?)ной лазур… .
5. Марья Ивановна явилась к ужину бледная и (заплакать).
6. Здесь увидел Михаила Пущина, (ранить) в
прошлом году.
(А.С.Пушкин)
Комментариев нет:
Отправить комментарий