6 класс Русский язык


Словарные слова


Задание по теме «Имя числит.»
Озаглавьте текст. В каком стиле он написан? Спишите. Цифры запишите словами.  Подчеркните простые числительные как члены предложения. Укажите словосочетания, с помощью которых следующее предложение присоединено к предыдущему.

В середин…  семнадцатого века нас…ление земного шара сост…вляло всего лишь 545 ми(л, лл)ионов человек. Ровно через сто лет оно ув…личилось до 725 ми(л,лл)ионов. Ещё через столетие нас…ление Земли перев…лило через ми(л,лл)иард и стало р…вняться 1 ми(л,лл)иарду 171 ми(л,лл)иону человек.
В середин…  двадцатого века оно достигло 2-ух ми(л,лл)иардов 517 ми(л,лл)ионов.
По прогнозам учёных к 2005 году население Земли достигент 7 ми(л,лл)иардов человек.
Упр. 1. Спишите. В последнем предложении поставьте пропущенные запятые. Определите вид и время причастий.
Из 2-ого предложения выпишите грамматическую основу и словосочетания «гл.+ сущ. в вин. пад.».
К выделенному слову подберите однокоренные слова, являющиеся разными частями речи.
1. На всем протяжени… реки только в одном мест… к ней подход…т неведомо куда ведущая дорога. 2. Заходящее солнце наполнило сады золотым блеском. 3. Сквозь сумрак, всегда пр…сутствущий под сводами старых деревьев, вдруг открое(т,ть)ся поляна, заросшая бл…стящими лютиками, и пруд с тихой водой. 4. На запад… еще тле…т з…ря в зар…слях волч…их ягод кр…чит выпь на мшарах бормочут и воз…тся  журавли, обе..покоенные дымом костра. (К.Паустовский) 
Упр. 2
 Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем – остальные. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните как один член предложения (определение), над определяемым словом  поставьте крестик, поставьте вопрос к причастному обороту,  расставьте знаки препинания. Обозначьте часть слова (морфему), в которой находится вставленная орфограмма.
1.Вокруг дуба толпились ребята  (с,з)бежавшиеся с соседских дворов. 2. Ребята показ…вали пиль(ч,щ)икам рисунки изобр…жавшие старый дворовый дуб от…гченный густой кроной. 3.Пиль(ч,щ)ики нехотя поднялись, оставив пилу в пропилен…й  расщелин… ствола. 4. Пользуясь тем что они отошли, ребята поспешили выдернуть пилу из раны нанесенн…й старому дереву. 5. Ребята решили пол…жить пластырь обв…зать тряпками  пораженное место и т…рпеливо ждать лета. 6. Дуб стоял с переб…нтованным стволом.  (По Л.Кассилю)

 
Упр. 3
Вставьте пропущенные буквы,  расставьте знаки препинания, выделите орфограммы и пунктограммы  (т.е. графически объясните постановку знаков препинания в предложениях).

1.А в то  же время все привлекало её тут. И голос женщины (по)всюду разд…вавшийся в доме её стройный стан и доброе лицо всегда обращеенное  к Тан… с лаской и б…льшая  фигура отца его ремень из толстой к…ровьей кожи пост…янно в…лявшийся на д…ване и маленький китайский бильярд с п…званивающ…м ж…лезным шариком по гв…здям. И даже Коля привл…кающий её к себе упрямым взглядом  с…вершенно чистых глаз. Он никогда не забывавший оставить кость для её с…баки о ней самой – казалось Тане – никогда (не)помнил, хотя и х…дил вместе с ней в школу и обед…л и играл на бильярде. (По повести Р.И.Фраермана)


 
Упр. 4
 1.Спишите, обозначая условия выбора гласных в суффиксах действительных причастий.
2. Составьте 2-3 сложных предложения со словосочетаниями, которые можно использовать при описании внешности человека.
 В ни…ко стел…щемся туман…, при колыш…щемся плам…ни свечи, сле…ка прихрамыва…щей похо…кой, покачива…щимися дв…жениями, с открыто улыба…щимся лиц…м, одева…щаяся по моде девушка, а(к,кк)уратно бре…щийся юноша, люб…щим взглядом, постоянно хмур…щий брови мальчик, кле…щая коробочку девочка.

 
Упр. 5
От данных глаголов образуйте и запишите действительные причастия и страдательные причастия прошедшего времени. Выделите в причастиях суффиксы и обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы. От какого глагола вы не образовали страдательное причастие?

Проп…тать, запр…тить, опл…тить, выр…стить, и…ти, полить, перес…дить, взрыхлить, по…стрелить, , ог…родить, ск…сить, засеять, вовлеч(?), и…топить, понять, поднять, начать.


Упр. 6
Спишите, образуя от глаголов, заключенных в скобки, страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте условия выбора двух букв Н в суффиксах причастий. Назовите и выделите причастные обороты вместе с определяемыми словами.

1.     Владимир ехал полем, (пересечь) глубокими оврагами.
2.     У крыльца стояли (оседлать) кони.
3.     Погода утихла, тучи ра(з,с)ходились, перед ним л…жала р…внина, (устлать) бел..м волнист…м ковром.
4.     Последняя туча (рассеять) бури! Одна ты несеш(?) ся по яс(?)ной лазур… .
5.      Марья Ивановна явилась к ужину бледная и  (заплакать).
6.      Здесь увидел Михаила Пущина, (ранить) в прошлом году.
(А.С.Пушкин)


Комментариев нет:

Отправить комментарий